Как воспитать доброго и отзывчивого человека?
Наверное, самый сложный и не предсказуемый в своем результате процесс – это воспитание детей. Каждый из нас, воспитывая ребенка, испытывает самое чистое и высокое побуждение – воспитать порядочного, честного, доброго, способного на сочувствие и понимание человека.
Суть – в истоках
При единстве устремлений к позитивному результату воспитания, как такового, подходы к воспитанию детей разнятся кардинально у всех народов. Будет неверным утверждать, что направленность того или иного метода воспитания является исключительно верной, в то время, как иные приоритеты воспитательного процесса – глубоко ошибочны. В каждых действиях, которые мы предпринимаем в процессе подготовки ребенка к жизни и формирования его моральных качеств, заложен глубокий, и порой – чисто интуитивный, не всегда сиюминутно объяснимый смысл.
Надо признать, что мы не всегда можем объяснить не только ребенку, но и себе то же, почему мы, что-то запрещая ребенку, или поощряя его на какое-то действие, поступаем так, а не иначе. Мы просто чувствуем, что поступить нужно именно так. Мы интуитивно воспринимаем, и на том же уровне – передаем ребенку, то действие, которое должно быть верным в каждой конкретной ситуации.
До сегодняшнего дня осталось необъяснимым, что же такое интуиция, которая порой предостерегает нас от фатальных последствий. Но существует самая логичная, с точки зрения психологов, теория, которая утверждает, что интуиция – это ментальный опыт поколений, передающийся каждому из нас на генном уровне. Огромный комплекс этических норм, сформированный нашими предками на глубоких моральных принципах, и сегодня позволяет нам растить наших детей достойными и надежными людьми.
Найдите истину
Формирование личностных качеств у ребенка не начинается на каком-то из его жизненных этапов, – оно зарождается вместе с ребенком, и по мере взросления только укрепляется, обозначая его психотип. Изменить что-либо в этом, как считают психологи, практически не возможно, однако можно корректировать психологические качества ребенка, прививать ему дополнительные привязанности и увлечения, научить определенным этическим нормам и правилам, которые дополнят внутренний мир ребенка, научат его гармоничному существованию в социуме, умению понимать и воспринимать окружающий мир.
Каждый из нас хочет, чтобы его дети были добрыми, внимательными и заботливыми, но просто так необходимость быть таковым ребенку не объяснить. Эти чувства ребенку прививаются только с практическими навыками. Позаботьтесь о том, что бы ребенок с самого раннего возраста имел персональную ответственность за кого-то, подарите ему маленького друга, ежедневный уход и игры с которым воспитают в ребенке сопереживание, организованность и ответственность. Присутствие в доме животного, с которым ребенок делит свой досуг, угощения и вашу любовь, помогут вам развить в нем те качества, которым научить не возможно.
Безусловным является и факт личного примера. Бесполезно пространно объяснять ребенку те или иные правила поведения. Только тогда, когда малыш будет видеть, что то, что вы требуете от него, что пытаетесь ему внушить и привить, для вас лично является ежедневной нормой, он это примет и будет поступать сообразно этому. Если вы хотите, что бы ваш ребенок вырос добрым и чутким человеком, увеличьте его время общения со старшим поколением, именно там, среди тех, кто уже прошел тот этап, когда житейские проблемы поглощают радость общения друг с другом, переоценил свои взгляды на жизнь, понял истинные ценности и их природу, ребенок сможет познать и впитать в себя ту высокую мораль, которая поможет вам сформировать в маленьком человеке морально-этические качества.
Непререкаемые постулаты
Не существует истинных, строго установленных правил, о которых можно сказать, что следуя им, вы сможете вырастить человека, которому присущи самые лучшие человеческие качества. Воспитательный процесс – это всегда путь проб и ошибок, потерь и достижений. Однако есть сформированные опытом поколений основные концепции, следуя которым, вы сможете воспитать и развить в нем все самое лучшее, что вы хотели бы увидеть в собственном ребенке:
- Не ожидайте, что ваш ребенок будет именно таким, как хочется вам. Ничто не должно повторяться – по этому, он должен стать собой, а не вами, и вы должны ему помочь именно в этом;
- Не требуйте и не ожидайте от ребенка платы за то, что вы для него делаете, — ребенок должен видеть чистую бескорыстность ваших взаимоотношений;
- Воспитывая, не вымещайте на маленьком человеке свои обиды на жизнь, и впоследствии, когда придет время, вы будете уверены, что он не выместит на вас свои;
- У маленького человека то же есть проблемы, и пока именно вы должны их решать, относитесь к ним так, что бы ребенку было понятно, что его проблемы для вас так же важны, как и для него самого, это продемонстрирует малышу вашу общность и сопереживание – основополагающие начала доброты и заботы;
- В долгом процессе воспитания не унижайте малыша, перед вами – человек, чья личность имеет право на уважение априори;
- Любите чужих детей, любите стариков, любите животных, и делайте это искренне, только это научит вашего ребенка чистоте чувств, умению сопереживать и глубокой ответственности за тех, кто рядом;
- Не сюсюкайте излишне с ребенком, но и не подавляйте в ребенке жизненную активность и формирующиеся интересы позицией сильного, это приучит его бездумно подчиняться чужой воле и разовьет в нем комплекс «жертвы», что негативно скажется в дальнейшей жизни, когда ему придется бороться и противостоять жизненным трудностям.
И самое главное, о чем нужно помнить, воспитывая своего ребенка. Вы сможете в полной мере достигнуть позитивного результата только тогда, когда воспитывая своего малыша, вы будете воспитывать и себя – то же. По сути, воспитание – это совершенствование, а совершенствование возможно только тогда – когда процесс не стоит на месте, поскольку прогресс возможен только в развитии.